Национальные стандарты серии «Услуги торговли» незаметно введены в действие

01.01.2011 введены в действие новые национальные стандарты серии «Услуги торговли», незаметно утвержденные Ростехрегулирования на фоне дискуссий, связанных с принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Приказами Ростехрегулирования от 15.12.2009 №№ 769-ст, 770-ст и 771-ст утверждены ГОСТ Р:

  1. «Услуги торговли. Общие требования» (51304-2009);
  2. «Услуги торговли. Требования к персоналу» (51305-2009);
  3. «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» (51773-2009).

Широкую публичность они не получили и для многих представителей отрасли сообщение о введении в действие этой серии с 01.01.2011 становится сенсацией. Особой юридической опасности в новых национальных стандартах торговые операторы не видят, исходя из того, что положения стандартов охарактеризованы как добровольные. Согласиться с такой оценкой можно только с оговорками и только в отношении стандартов, устанавливающих общие требования к услугам торговли и классификацию торговых предприятий. Несмотря на участие в подготовке крупнейшей торговой компании, призванной обеспечить соответствие текстов стандартов реалиям современного торгового процесса, все три стандарта характеризуются дефектами, начиная с терминологии, и заканчивая несоответствием наименований ГОСТ Р их содержанию (объекты стандартизации по-прежнему связаны с розничной торговлей, хотя из заголовков следует, что стандарты охватывают всю торговлю в целом, т.е. включая оптовую).

Что же касается национального стандарта «Требования к персоналу», то риски от его применения в рамках процедуры добровольной сертификации де-факто незначительны – набор предъявляемых им требований к административному и обслуживающему персоналу не представляет собой ни новелл, ни завышенных нормативов личностных и профессиональных качеств (в основном это воспроизведенные из 51-го выпуска ЕТКС и общеотраслевого Квалификационного справочника должностей 1997 года функциональные обязанности и квалификационные требования). Однако де-юре это вмешательство сферы технического регулирования в сферу регулирования трудовых отношений и связанных с ними отношений по организации труда, тем более, что национальный стандарт в характеристике области своего применения указывает не на добровольность его применения при оказании услуг торговли и использовании при сертификации этих услуг, а на рекомендацию по использованию национального стандарта при аттестации персонала предприятий торговли и присвоении квалификации персоналу. Таким образом, документ, являющийся актом строго технического регулирования, рекомендуется для использования в трудовых и связанных с ними отношениях при проведении аттестации, то есть оценки компетенции персонала, соответствия занимаемым должностям и выполняемым работам, и что еще более существенно – для присвоения квалификации работникам. Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» персонал вообще не может являться объектом стандартизации.

Комментарии к этому и другим ГОСТ Р серии «Услуги торговли» будут публиковаться в 2011 году на страницах журнала «ТОРГОВОЕ ПРАВО».