Производство и социалку пожалели . . . ненадолго

Не успели вступить в силу обновленные в 2009 – 2010 годах нормы Федерального закона№ 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий существенное увеличение размеров страховых взносов (обзор новелл и подробный комментарий к ним будут размещены вразделе«Проекты в сфере труда»), как Правительство поспешило учесть просьбы малых предприятий производственной и социальной сфер «не убивать» их бизнес и внесло еще один пакет изменений.

28.12.2010 Президент Д. Медведев подписал Федеральный закон № 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно изменениям специальный переходный период, в течение которого применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков взносов, установлен для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:

  • производство пищевых продуктов;
  • производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
  • текстильное и швейное производство;
  • производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
  • обработка древесины и производство изделий из дерева;
  • химическое производство;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
  • производство готовых металлических изделий;
  • производство машин и оборудования;
  • производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
  • производство транспортных средств и оборудования;
  • производство мебели;
  • производство спортивных товаров;
  • производство игр и игрушек;
  • научные исследования и разработки;
  • образование;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
  • деятельность спортивных объектов;
  • прочая деятельность в области спорта;
  • обработка вторичного сырья;
  • строительство;
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
  • вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;
  • предоставление персональных услуг;
  • производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
  • производство музыкальных инструментов;
  • производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
  • 1 ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
  • 2 управление недвижимым имуществом;
  • 3деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
  • 4деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
  • 5деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
  • 6деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
  • 7деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к хозяйствующим субъектам, в отношении которых установлены свои переходные периоды, как для имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, или как для осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных).

Наконец, законодатель в федеральном законе прописал схему определения в общей деятельности хозяйствующего субъекта основных видов деятельности. Согласно новой части 1.4 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ вид деятельности из вышеприведенного перечня будет признаваться основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов. Сумма доходов при этом будет определяться в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя должно будет определить Минздравсоцразвития России. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода будет установлено, что основной вид экономической деятельности не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, то хозяйствующий субъект будет лишен права применять установленные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов будет подлежать восстановлению и уплате в бюджет Пенсионного фонда РФ в установленном порядке с взысканием с хозяйствующего субъекта соответствующих сумм пеней.

В развитие изложенных норм в течение в течение 2011 – 2012 годов для вышеперечисленных плательщиков страховых взносов применяются тарифы страховых взносов, указанные в таблице 1.

Таблица 1

Наименование 2011 год 2012 год
Пенсионный фонд Российской Федерации 18,0 % 18,0 %
Фонд социального страхования Российской Федерации 2,9 % 2,9 %
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 3,1 % 5,1 %
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2,0 % 0,0 %

Статья 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» также уточнена соответствующим образом. Согласно дополненной подпунктом 8 новой редакции пункта 4 названной статьи в течение определенного переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются те же виды деятельности, что перечислены выше (в подпунктах «а» - «я7»).

Переходный период и соответствующие ему тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в размерах, указанных в таблице 2.

Таблица 2

Период Тариф страхового
взноса
На финансирование страховой
части трудовой пенсии
На финансирование
накопительной части трудовой пенсии
для лиц 1966 года рождения и старше для лиц 1967 года рождения и моложе для лиц 1967 года рождения и моложе
2011 – 2012 годы 18,0 % 18,0 % 12,0 % 6,0 %

Федеральный закон 432-ФЗ вступил в силу 01.01.2011.