Закон о торговле: первые изменения

23.12.2010 Президент Д. Медведев подписал Федеральный закон № 369-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Примечательно, что первоначально акт носил иное наименование и его целью было приведение актов законодательства в соответствие Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закон о торговле), однако, во втором чтении он трансформировался в акт, вносящий изменения непосредственно в Закон о торговле.

Суть изменения в статью 11 Закона состоит в дополнении норм, регламентирующих порядок организации и функционирования ярмарок, словами «работы» и «услуги», что предполагает распространение положений данной статьи не только на продажу товаров, но и на выполнение работ и оказание услуг на ярмарках. Такое решение законодателя не согласуется с основной целью Закона – регулирование исключительно торговой деятельности, то есть продажи товаров, но не регулирование любых видов деятельности, осуществляемых на торговых объектах, в торговых мероприятиях (оказание услуг и выполнение работ). В соответствии с новой редакцией статьи 11 Закона субъекты Российской Федерации наделяются правом устанавливать не только требования к организации продажи товаров на ярмарках, но к организации выполнения работ и оказания услуг.

Статьи 2 и 4 Федерального закона № 369-ФЗ приводят в соответствие Закону о торговле нормы Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Если в последнем просто уточняется источник регулирования деятельности, осуществляемой на ярмарках, то в первом реализация государственной политики в области торговли на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренныхЗаконом о торговле, отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, реализуемым ими из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Правка, внесенная в примечание к статье 14.34 КоАП РФ, полностью снимает вопрос о применении административной ответственности, установленной за нарушения на рынках, при совершении соответствующих нарушений на ярмарках. Такое изъятие, кстати, дает основания для размышления о том, что установленная Правительством нулевая допустимая доля иностранных граждан в торговле не очень-то распространяется на ярмарки.